В 2020 году в России было произведено 40,9 млн т мазута

18/01/2021
В материалах Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК указано, что в 2020 году ограничительные меры из-за пандемии привели к снижению мирового спроса на топливо. В частности, по итогам года производство мазута в России уменьшилось на 10,9%, до 40,9 млн т, при этом в декабре 2020 года выпуск российского мазута уменьшился на 2,9%, до 3,99 млн т. В целом объем нефтепереработки в 2020 году сократился на 5,4% - до 270 млн т, включая 23 млн т (-7,5% г./г.) в декабре.

Добыча жидких углеводородов «НОВАТЭКом» по итогам 2020 года выросла на 0,7% - до 12,24 млн т, сообщила пресс-служба компании. По предварительным данным, объем реализации готовой продукции комплекса «НОВАТЭКа» в Усть-Луге в 2020 году составил 6,77 млн т, в том числе 4,29 млн т нафты, 1,06 млн т керосина, 1,42 млн т мазута и дизельной фракции (газойля). Объем реализации нефти составил 4,47 млн т, стабильного газового конденсата - 2,17 млн т.

Лидер по объему потребления мазута среди российских регионов, Мурманская область, намерена пошагово сокращать потребление данного продукта. По словам губернатора области Андрея Чибиса, в декабре 2020 года «цена на закупаемый мазут вновь стала расти. Мы пошагово мазутные котельные сокращаем, прорабатываются проекты угольных котельных, которые должны заменить мазутные. Одно из знаковых достижений - уход от флотского мазута в Заозёрске. Мы на этом экономим 300 млн рублей». По словам сотрудника Центра физико-технических проблем энергетики (ЦФТПЭС) Кольского научного центра РАН Алексея Бежана, как минимум половину сжигаемого в заполярных котельных мазута можно заменить электроэнергией, вырабатываемой ветроустановками. Пока подобные проекты еще нигде не внедрялись, однако они могут оказаться очень кстати, и об этом говорит прежде всего динамика цен на мазут. Еще в 2018 году стоимость тонны топочного мазута на СПбМТСБ возросла с 14,5 тыс. руб. за тонну в марте и до 20,5 тыс. руб. в мае. Сейчас топливо продолжает дорожать, и рост цен на топливо является причиной незарастающей дыры в бюджете региона. Только в 2019 году на компенсацию издержек теплоснабжающих предприятий Заполярья по покупке мазута было направлено более девяти миллиардов рублей, и большую часть этой суммы пришлось просить у федерального центра.

Вместе с тем в 2020 году Россия увеличила экспорт мазута в США. OilPrice пишет, что это произошло на фоне «вытеснения с сырьевых рынков венесуэльской нефти, сокращения Мексикой добычи «черного золота» в рамках соглашений «ОПЕК плюс», а также наложенных на нефтепродукты из Ирана санкций. Американские нефтепереработчики использовали российскую высокосернистую нефть в качестве вторичного сырья для производства кокса с обоюдной выгодой для россиян». Несмотря на сезонное снижение поставок в ноябре из-за пандемии, урагана Зета и плановых ремонтов на российских НПЗ, «российские нефтепродукты для американских нефтеперерабатывающих заводов по-прежнему остаются весьма привлекательными - многие местные НПЗ вложили в последние два года существенные средства в процессы десульфуризации». Кроме того, в прошлом году продолжилось начавшееся в 2019 году снижение объемов отгрузки российского мазута в страны Европы.

По итогам 2020 года объем торговли нефтепродуктами, а также отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) составил 23,182 млн т, на 11,3% больше, чем в предыдущем году. В денежном выражении оборот в секции составил 974,528 млрд руб. При этом реализация мазута топочного снизилась до 1,312 млн т (-23,8% г./г.).

По данным ИАА «ПортНьюс» и Refinitiv, средние оптовые цены спотового рынка РФ на мазут М-100 к 31 декабря 2020 года выросли до 16,53 тыс. руб. за тонну, что на 273 руб. больше по сравнению с предыдущей неделей. Стоимость топочного мазута в Северо-Западном ФО осталась без изменений и составила 13 тыс. 350 руб. за тонну, в Центральном ФО выросла на 310 руб. и составила 17 тыс. 000 руб., в Приволжском ФО выросла на 350 руб. и составила 15 тыс. 550 руб., в Южном ФО осталась без изменений и составила 12 тыс. 850 руб., в Сибирском ФО выросла на 393 руб. и составила 17 тыс. 050 руб., в Дальневосточном ФО выросла на 30 руб. и составила 24 тыс. 350 руб.

На торгах 12 января 2021 года мазут топочный поднялся в цене на 5,4%, до 17,6 тыс. руб. за тонну, 13 января - на 4,9%, до 18,4 тыс. руб. за тонну. Биржевая цена мазута на торгах СПбМТСБ 13 января 2021 года поднялась 1% - до 52,2 тыс. руб. за тонну. По словам экономиста Сергея Хестанова в интервью ИА REGNUM, в 2021 году «в России, вероятнее всего, следует ожидать рост цен на топлива, но в незначительных пределах. Когда одновременно ослабевает рубль и растут мировые цены у компаний возрастает интерес к поставкам на экспорт и это ведёт к росту цен на внутреннем рынке. На внутреннем рынке существует компенсаторный механизм, но его возможности длительное время тормозить сильный рост цен ограничены. Поэтому небольшое удорожание топлива мы, вероятно, увидим. Вполне вероятно, что рост этот будет на уровне инфляции».

Напомним, с сентября 2020 года таможней закрыт действовавший в России несколько лет способ беспошлинного вывоза мазута. «Российская газета» уточняет, что «с 2017 года ряд НПЗ обходили уплату экспортной пошлины на мазут, проводя его по другому таможенному коду - как ароматические углеводороды. Эксперты оценивают потери бюджета РФ от этой схемы в $1,2 млрд в 2019 году и $700 млн в этом году. После закрытия этой лазейки маржа простых НПЗ может снизиться на 1,6 тыс. руб. за тонну. При этом в связи с завершением налогового маневра и полным обнулением пошлин к 2024 году возможности для дальнейшего применения этой схемы пропадут сами по себе».

Подробнее:
https://tass.ru/ekonomika/10398161/,
https://portnews.ru/news/307227/

фото: Shutterstock